Считается, что один из самых сложных видов репортажа это балет:
необходимо досконально знать сам спектакль, что бы понимать в какой
момент нужно фотографировать и знать все выигрышные позиции артистов.
Но съемка симфонического концерта не менее сложна.
Основное что нужно снимать -- это дирижер. Он отображение всей
музыкальной палитры оркестра, его динамичная мимика и жестикуляция. Это
главное на концерте. Задача -- как можно четче и правильнее запечатлеть
эти эмоции. Кто-то может подумать, что в этом нет ничего сложного,
может быть, но давайте разберемся по порядку, что к чему. Ставим задачу Лучше
отталкиваться от самых худших условий для съемки, так как они чаще
всего и бывают, иные условия в основном – исключение. Предполагаем, что
в концертном зале очень плохое освещение, некрасивый задний план, не
разумные зрители, которые используют вспышку на своих «мыльницах».
Ставим задачу: снимаем дирижера во время выступления, снимаем сам
оркестр и оркестровую атрибутику. Передаем настроение, красоту и
мелодичность музыки через фотографию. Итак, задачи поставлены,
приступаем к действию. Упрощаем Необходимо
сразу упростить себе задачу. Лучше всего прийти на концерт часа за два
до начала, если есть такая возможность, на генеральную репетицию. В это
время возникает замечательная возможность понаблюдать за дирижером,
настроить фотоаппарат, найти и занять самую лучшую точку для съемки.
Если этого не сделаете вы, за вас это сделает другой фотограф или
видео-оператор. Поснимать репетицию, потренироваться. Правда
культурной, да и коммерческой ценности эти фотографии практически не
имеют, так как сам дирижер и музыканты одеты чуть ли не в шорты и
футболки. Но как говориться: «Тяжело в учении, легко в бою». Игра на опережение Когда
вы нашли нужную точку съемки, настроили камеру, то можно начинать
следить за дирижером и музыкой. Важно четко улавливать момент, когда
дирижер дает команду той или иной группе музыкантов, какую часть
симфонии им играть. И тут возникает самый важный момент –
фотографировать в такт музыке нельзя, потому что когда такт наступил,
дирижер уже закончил свое движение. Нужно снимать на мгновение раньше,
потому как дирижер управляет музыкой, а не она им. По сути, нужно
понимать и видеть, что он собирается делать. Для этого нужно несколько
раз прослушать композицию, которую играет оркестр и сопоставить с ней
действия дирижера во время звучания этой мелодии. Приведем
пример: во время репетиции запоминаем, в каком отрезке музыкального
произведения должна плавно стихнуть партия флейт – дирижер укажет на
это, поднеся указательный палец к губам (фото 2). Во время концерта это
движение обязательно будет повторено в этот же момент, а вы к этому
будете готовы. Таких моментов множество и чем больше вы их запомните,
тем проще будет снимать на самом концерте. Когда вы уже освоились с
жестикуляцией дирижера и знаете примерно, что и когда он будет делать
можно вставать на самую лучшую точку съемки и дожидаться начала
концерта, предварительно проработав в голове все допустимые места
съемки в зале. Хронометраж Когда все уже
определено, нужно найти ведущего данный концерт, у которого необходимо
переснять или запомнить поминутный план данного мероприятия. Для чего
это нужно, например: в первом отделении концерта играет пианистка
около двадцати пяти минут, затем со цены убирают пианино и будет
выступать скрипач минут тридцать, а значит пианино обратно не вернут.
Следовательно, надо успеть снять пианистку с самой выгодной и удобной
точки. В нашем случае -- это балкон, с которого, за одно, можно снять и
скрипача. Это значит, что на балкон надо подняться за пять минут до
окончания первого отделения. Вот для чего знание поминутного плана
концерта. Так же заранее следует проверить все маршруты по залу из
партера на балкон и обратно, что бы не было препятствий. Когда вы все
узнали, потренировались, можно приступать к съемке самого концерта. Технические детали Рассмотрим
технический аспект съемки. В такой съемке бывает очень много брака
из-за плохого света. И чем он хуже, тем больше брака. За счет плохого
освещения приходится повышать светочувствительность матрицы (ISO) и
уменьшать выдержку, при этом полностью открывать диафрагму. Например:
фото 1 и 2 сняты следующим образом: фотоаппарат: Nikon D300, объектив:
Nikkor 70-200mm f/2.8, ISO: 800, диафрагма: 2.8, выдержка: 1/100-1/125,
Баланс Белого: автоматический (так как в зале присутствует много
источников света разной температуры). Надо заметить, что такого рода
мероприятия ни в коем случае нельзя снимать со вспышкой. При такой
экспозиции достаточно сложно получить хорошие и резкие изображения, но
это не повод снимать со вспышкой – во-первых, а во-вторых, вы
просто-напросто будете мешать музыкантам постоянными всполохами. Из
всей съемки отбирается порядка десяти процентов, из которых уже можно
выбрать лучшие 10-15 фотографий. И надо заметить, чем лучше освещение,
тем больше будет хороших фотографий, при условии, что вы четко
улавливаете действия дирижера, иначе ни какой хороший свет не поможет. В
основном в этой съемке доминируют крупные планы дирижера во время его
самых эмоциональных всплесков. Но не стоит забывать и об общих планах
участников концерта. Делайте ассоциативные многоплановые кадры,
рассказывающие о самом мероприятии, например: фото 5,6.7. Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, потому остается пожелать хорошего освещения и удачных снимков! Любимов Андрей 2009 год
Источник: http://lubimov-andrew.livejournal.com/25650.html |